Не дать ребенку стать жестоким

Не дать ребенку стать жестоким Отношения

Основные идеи

  • Физическое и словесное насилие — это тревожный сигнал, на который необходимо ответить, если оно становится основным средством общения ребенка.
  • Задача родителей — помочь ребенку преобразовать свои агрессивные импульсы в приемлемые человеческие чувства.
  • Проявляя агрессию, ребенок всегда выражает свою тревогу в ответ на семейную дисфункцию.

В одном из престижных вузов четвероклассники написали выставку. Учителя вызвали на минуту к директору школы, но тогда двум его коллегам удалось поспорить: Антон посмотрел на тетрадь Вика, она прикрыла страницу рукой, он назвал ее мерзкой девочкой, и она ударила его блокнотом. В ответ мальчик так сильно толкнул свою соседку, что она упала со стула и сломала руку …

Эту историю можно было бы считать простым совпадением, если бы сегодняшние учителя и родители все чаще — с горечью и недоумением — не замечали в своем поведении стремления решать проблемы силой.

«Сегодня, когда дети дерутся, они очень сильно бьют», — говорит психолог Ольга Кардашина. — Конфликты часто заканчиваются травмами, и не только дети из неблагополучных семей или те, кто проводит много времени за просмотром телепрограмм или за компьютерными играми — и так многие из них когда-то думали.

Что делать в таких ситуациях — наказать? И как мы можем предотвратить возможность того, что наш ребенок станет агрессивным и еще более жестоким?

Когда родителям начинать беспокоиться?

Родителям непросто понять масштаб проблемы, с которой они борются. Кого действительно можно назвать «проблемным ребенком»? Дошкольник, который плачет в ответ на «нет» родителей? Другой сверстник, который ругается во время перерыва? Или подростка, который постоянно использует кулак?

«Я не могла решить, где кончаются так называемые нормальные мальчишки-фрики и начинаются ненормальные», — признается Лилия, мать двух первоклассных близнецов. — Витя и Митя всегда легко волновались, но я очень расстроился, когда мама их друга пожаловалась на то, что мои дети приручили ее сына и устроили ему «темный» день.

Мы пошли к детскому психологу, который меня успокоил и посоветовал отвезти их в хороший спортивный клуб ».« Важно, чтобы дети, ориентированные на тренера, не записывались любой ценой, а учитывали развитие человеческих качеств через спорт », — объясняет психолог Эдвиг Антье. в этом случае спорт и приобретенные навыки пойдут на пользу ребенку, и он не будет демонстрировать силу своим младшим братьям и более слабым товарищам, наслаждаясь своим превосходством ».

Иногда антиобщественное поведение ребенка не является болезнью само по себе, а всего лишь симптом, скрывающий истинные причины болезни.

«Родителям приходится волноваться, когда ребенку нравится причинять боль другому и видеть, как он страдает», — подчеркивает детский психолог Мария Серебрякова. — По-настоящему проблемными можно назвать только тех детей, которые постоянно агрессивны до жестокости. Для них такое поведение является основной тактикой: их втягивают в разрушительный вихрь вне зависимости от возраста и социального статуса семьи.

Если ребенок только время от времени борется и при этом уважает авторитет старших, он готов принимать их объяснения и запреты — его поведение вполне нормальное.

Детский психолог Северин Феникс, автор крупномасштабного исследования проблемного поведения детей школьного возраста, добавляет: «Серьезность детской проблемы определяется множеством нюансов и деталей. Иногда антиобщественное поведение ребенка не является болезнью само по себе, а просто симптомом симптома. который скрывает настоящие причины своего состояния ». И их нужно найти — иначе такому ребенку не удастся толком помочь.

Агрессивность как этап развития

Очевидно, что одним наказанием проблему агрессивного поведения не решить. По одной простой, но часто игнорируемой причине: личность ребенка все еще формируется. При этом, согласно теории психоанализа, он проходит все необходимые стадии развития, включая стадию агрессии, которая иногда может принимать очень жестокие формы.

«Для ребенка полутора-двух лет агрессия может быть вполне естественной реакцией: меня толкали и толкали», — поясняет Ольга Кардашина. — А что касается непокорных подростков, движимых волейзащита, противостоящая окружающему миру «.

Эта энергия — детская агрессия, подчеркивает психолог, важно ориентироваться в другом направлении, не в деструктивном, а в конструктивном. Семья, школа и общество должны работать вместе в этом отношении, чтобы взрослые знали и использовали свои возможности. власть, устанавливающая разумные запреты, и дети видели эту власть как законную и необходимую силу, трансформирующую их агрессию в более приемлемые чувства.

Семьи, где рождается жестокость

Если авторитет взрослых слаб или просто отсутствует, ребенок начинает передавать свои агрессивные импульсы другим и может привыкнуть к такому стилю поведения. Дети, лишенные родительского понимания и сочувствия к своим чувствам, особенно подвержены риску, подчеркивает детский психотерапевт Морис Бергер. «Такие дети не могут выразить словами свою душевную боль», — говорит специалист. — Они никогда не испытывали сочувствия со стороны своих родителей и поэтому не могут сочувствовать другим ».

«Нередко можно услышать даже трех-четырехлетних детей.« Я очень злюсь на тебя и не знаю, как с этим бороться », — говорит Мария Серебрякова.« Родители же нервничают, не вдаваясь в подробности: «Стой!» Но даже если ребенок заперся, его агрессия никуда не денется, она обязательно проявится в другом месте или превратится в членовредительство — вину, неполноценность, бесполезность.

Чтобы помочь своему ребенку, вы должны научиться правильно реагировать на его поведение.

Так или иначе, за проявлением детской злости, грубости и жестокости всегда кроются какие-то проблемы семьи, в которой растет ребенок. Вернее, сама его семья — нестабильная, не дающая ему необходимого понимания, тепла, защиты — и создающая проблемы для детей.

«Самые сложные ситуации обычно возникают, когда родители не имеют ни малейшего сомнения в правильности своих действий и взглядов на образование, и тем самым перекладывают всю ответственность на других — общество, учителей, врачей», — говорит Морис Бергер. реагируйте должным образом и как можно быстрее. Не воспринимайте побуждение ругать или бить обидчика как естественное, но не сводите личность ребенка к определению «агрессивного», зная, что его поведение всегда сопряжено с некоторыми страданиями.

Выдающийся английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт утверждал, что «антисоциальное поведение у детей — это сигнал SOS, желание поддержки со стороны сильных, любящих и заслуживающих доверия людей. Это именно то, что взрослые должны услышать в этом».

Как родителям реагировать на агрессию ребенка?

Детский психолог Эдвиг Антье в своей книге «Агрессия» объясняет причины агрессивного поведения у детей всех возрастов и советует родителям, как лучше всего справляться с такими реакциями у их ребенка.

Дo 1 года

Причины агрессии: голод, кишечные колики, страх, чувство незащищенности, необходимость постоянно подтверждать материнскую любовь.

Способы выразить себя: плакать, кричать.

Что делать: покормить, забрать, погладить, улыбнуться, поговорить. Чаще бывайте с ребенком; даже когда вы дома, носите их на животе или спине в переноске для ребенка или носите их за собой в высокой коляске.

Чего нельзя делать: не оставлять плачущего ребенка без присмотра; не кричите на него; не успокаивайте его соской; не пугайте громкими звуками и резкими движениями; не навязывать ему свою волю во время игры.

1–1,5 года

Причины агрессии: недовольство введенными ограничениями и запретами.

Способы самовыражения: упрямство, отказ от еды и сна, пробуждение ночью, плач.

Что делать: четко и ограниченно объяснять каждое «нет»; быть авторитетным, но не авторитарным лидером; поощрять, но контролировать детское любопытство и открытия; со всей возможной поспешностью приходите на помощь плачущему ребенку.

Чего нельзя делать: никогда не трясите ребенка за плечи с силой (это может привести к кровоизлиянию в мозг); не подчиняться его воле полностью; не позволяйте ему долго плакать.

1,5–3 года

Причины агрессии: начало самоидентификации ребенка; конфликт между неудовлетворенными желаниями и потребностями ребенка и волей и отношением родителей.

Способы самовыражения: крик, пинки, щипание, кусание, царапание, удары игрушками.Что делать: не подавляйте гнев и дайте ему раствориться; спокойно, вежливо и твердо призывать ребенка к порядку; больше играйте с малышом.

Чего нельзя делать: не смеяться над детской злостью, не реагировать агрессивно.

Причины агрессии: необузданная энергия, постоянное желание познать мир и общение; ревность к матери.

3–6 лет

Способы самовыражения: ругательства, плач, капризы.

Что делать: больше разговаривайте с ребенком, но избегайте морализаторов и лекций; развить чувство юмора. С 5 лет большинство детей осваивают новые, менее варварские способы общения.

Чего нельзя делать: не спровоцировать и игнорировать слова клятвы, не использовать профанацию в присутствии ребенка; не оставлять ребенка одного надолго, а прибегнуть к помощи других членов семьи или пригласить няню.

Причины агрессии: естественная (возрастная) агрессия.

7–12 лет

Способы самовыражения: споры со сверстниками, драки, драки.

Что делать: направить энергию ребенка на полевые игры, занятия в секциях и кружках, научить его словесно выражать эмоции, сосредоточиться на социальных ценностях, уделить время просмотру телепрограмм и компьютерных игр.

Чего нельзя делать: не смущать ребенка, если он не смог выиграть схватку; не разрешать ему смотреть телепрограммы со сценами чрезмерного насилия и жестокости; не поощряйте увлечение слишком «кровавыми» видеоиграми.

Ознакомьтесь с этими утверждениями, которые подходят вашему ребенку, чтобы лучше понять причины его агрессии.

Почему ребенок ведет себя плохо?

Тяжелая работа

А. Для ребенка характерны:

  • Успех.
  • Чрезмерное честолюбие.
  • Стремление быть первым.
  • Выставлять напоказ.
  • Быть животным-учителем.
  • Надежность.
  • Очарование.
  • Чутье.
  • Впечатляет.
  • Страсть к вербии.
  • Браво.
  • Раздражает.
  • Раздражает.
  • Легкая злоба.
  • Подстрекательство к подстрекательству.
  • Кричать, плакать.
  • Лень.
  • Авикаризм.
  • Беспорядок.
  • Застенчивость.
  • Застенчивость.
  • Зависимость.

Если вы ответили «верно» хотя бы на пять предложений в разделе «А», значит, ребенок плохо себя ведет — ищет способ привлечь внимание.

Изоляция

Б. Для ребенка характерны:

  • Непослушание.
  • Агрессивность.
  • Отсутствие.
  • Склонность к спорам.
  • Непослушание.
  • Упорно.
  • Забвение.
  • Склонность к безделью.
  • Склонность проявлять превосходство: морально, интеллектуально, в умении планировать, в умении разбираться с вещами.

Если хотя бы на три утверждения из раздела «Б» вы ответили «верно», то это причина плохого поведения ребенка — попытки любым способом получить преимущество.

Привычка нарушать всевозможные правила

В. Для ребенка характерны:

  • Гнев.
  • Жестокость.
  • Воровство.
  • Мрачное сопротивление.
  • Сильная пассивность.

Если вы ответили «верно» хотя бы на два утверждения в разделе «Б», то причиной плохого поведения ребенка является его желание отомстить и заставить других почувствовать его боль и обиду.

Комплекс неполноценности

Г. Для ребенка характерны:

  • Безнадежно.
  • Глупость.
  • Лень.

Если вы ответили «правильно» хотя бы на два утверждения в части «D», то причиной плохого поведения ребенка является его неспособность что-либо сделать, отсутствие собственных сил.

Дети, которые подверглись психологическому насилию со стороны своих родителей, всю жизнь обременены чувством незащищенности, ответственности и вины. Первый шаг к исцелению — признать, что это действительно произошло, и раны могут начать заживать. Давайте посмотрим на проблемы, с которыми дети токсичных родителей сталкиваются в своей жизни.

Если вы выросли в токсичной семье

Самоповреждение обычно называется членовредительством или другими физическими травмами. Но это отнюдь не единственный вид членовредительства. Возможно, мы не подозреваем, что в какой-то сфере жизни наши близкие причиняют себе вред. Истории обычных людей говорят о саморазрушительном поведении, незаметном для окружающих.

Оцените статью
Женский Мир